Костюм казачки как сшить

Костюм казачки как сшить

Костюм казачки как сшить

Костюм казачки как сшить

Костюм казачки как сшить

Костюм казачки как сшить

О том, что носили казаки в 1705 году, говорил в Посольском приказе атаман донской зимовой станицы Савва Кочет: «…платья де они носят по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравитца: иные любят платье и обувь по черкасски и по калмыцки, а иные обыкли ходить в русских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочется, тот тако и творит. И в том де между ними распри и никакого посмехания друг над другом нет». А дальше, как бы предупреждая Петра о том, что среди казаков петровские нововведения не приживутся, говорил: «А немецкого платья де никто из них казаков у них на Дону не носит, и мастеров, то есть портных, которые б немецкое платье могли делать, в городах их казацких не живут».
Петр I и не стал коверкать традиционную казачью одежду. Может быть, просто руки не дошли, а может, понял, что казачья одежда и вообще внешний вид — нечто большее, чем мода, и бритье бород и введение «немецкого платья» у казаков бескровными не будут. Но скорее всего, царь-реформатор в совместных с казаками походах убедился, как приспособлена одежда казаков к боевой жизни в степи.
Одежду донцов А. И. Ригельман описывает так: «Платье носят совсем татарское, парчевое, штофное или суконное, кафтан и полукафтанье или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапка черкесские, опоясываются кушаком».

Характеризуя особенности семейного уклада и хозяйственной деятельности верховцев и низовцев, И. Краснов отмечает: «в нравах своих верховые казаки обнаруживают строгость, переходящую иногда в суровость, умеренность в пище и одежде, доводимую иногда до скупости». … «…у низовых казаков не наблюдается ни простоты нравов, ни патриархальности… С давнего времени отличались они щеголеватостью в одежде».

Действительно, казаки верхнедонских станиц одевались весьма непритязательно, практически так же, как жители

южно-русских губерний. Примером такого костюма служит одежда казаков-некрасовцев. У них традиционный мужской костюм включал белую рубаху, подвязанную поясом, плетеным из шерстяных нитей. Рубаха одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.
Костюм низовых казаков поражал своей необычностью. Он представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов. Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс.
В зимнее время казаки носили шубы и тулупы. В походы они одевали грубого сукна зипуны, подпоясанные ремнем, широкие шаровары, убранные в голенища сапог, и шапки из овчины.
При шитье одеж¬ды казаками использова¬лись домотканые конопляные, льняные, а немного позднее — шерстяные суконные ткани наряду с покупными хлопчатобумажными, шелковыми и, реже, шерстяными тканями.
Любимыми цветами казаков были красный и синий. Они использовались и в домашней, и в походной одежде.
Казак более всего ценил одежду не за ее стоимость и даже не за удобство, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма. По верованиям древних, одежда — вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду, не совершив над ней очистительных обрядов, и уж тем более одежду с убитых. Надеть «чуждые покровы» означало войти в «волю» дарителя и потерять свою. Поэтому казак ни за что не надел бы «шубу с царского плеча». Награждая казаков, атаманы дарили им материал «на справу», но никогда не дарили атаманский кафтан. Наиболее ценилась одежда, шитая матерью или женой. Первую крестильную рубашку шила и дарила крестная, она надевалась один раз, всю жизнь сохранялась нестиранной вместе с прядями первых волос, погребалась с умершим или, если казак умирал вдалеке от дома, сжигалась вместе с вещами, которых он касался.
А теперь более подробно о каждом виде одежды:


Шаровары


Казачья старинная одежда очень древняя. В первую очередь это относится к изобретению скифов — шароварам, без которых невозможна жизнь кочевника кон¬ника. «За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары — в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в XIX веках».
Шаровары, как и рубаха, были основными частями мужской одежды. Эта одежда была и нательной и выходной одновременно.
В литературе шаровары называют: «штаны широкие», «простые шаровары», «широкие шаровары» (у низовых казаков), портки-шаровары. Они, как правило, заправлялись в сапоги.
Шаровары отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые).
Обязательная часть одежды — шаровары. Подвязывались тонким ремешком — гашником, за которым «в припарку», ближе к телу, пришивался кошелек. Отсюда «спрятать в загашник»

У некрасовцев цвет полотняных или ситцевых портов зависел от возраста мужчины. Красные, «кармазинные», порты носили в будни молодые («портки кырмызовые киндяком подшитые»), синие, «киндяшные», — «сердовые», т. е. среднего возраста казаки, а белые — старики. Зимой поверх полотняных надевали домотканые суконные порты.
Шаровары шили из холста, сукна, плиса, бархата, шёлка, кожи (чембары) и др. Носили их на учкуре — тонком шнуре, протянутом внутри мягкого пояса казачьих шаровар; туго затянутый учкур (гашник, вушкар, вушкарник) поддерживает их на бедрах и незаметен под бешметом и черкеской.
Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они впервые Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной ка¬зачьей одежде. Так что при Платове ношение лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству. Не случайно так гордились и гордятся ими казаки. Не случайно с ними огнем и мечом боролись большевики. За погон, за кокарду, за лампас полагался расстрел на месте.


Рубаха


Казаки верхнедонских станиц одевались практически одинаково с жителями южнорусских губерний. Так традиционный мужской костюм казаков-некрасовцев включал белую полотняную рубаху, украшенную на груди вышивкой и стеклярусом и отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу). Юноши и женатые мужчины носили рубахи с «воротом» — яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи и который использовался в счете как зарубка на память). Рубаха подвязывалась поясом, плетенным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар.
Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы).
Рубахи в зависимости от их назначения шили из холста разного качества, шелка, пестряди; с распро¬странением фабричных тканей — из ситца, ку¬мача и пр. «Степняки вообще предпочитали шелк другим тканям — на шелке вошь не живет. Сверху — сукно, а на теле — шелк!».
Рубахи: украинская и русская косоворотки с вышивкой. Надевалась под мундир. Считались нижним бельем, «спидницей», в котором «показаться на людях неприлично»


Бешмет


Сверху на рубаху и штаны надевали бешмет. «Большей частью он представлял собою кафтан с перехватом, иногда отрезной в талии, но не со сборками, а с клиньями. Его шили из разных тканей (шерсти, шёлка, репса, атласа, сатина и др.), на подкладке, часто стеганым на вате». Бешмет был длиной чуть выше колен или до колен, с подрезной по талии спинкой, прямыми цельными полами, застёгивавшимися до талии на крючок, с боковыми клиньями. Воротник всегда был стоячим, рукава узкими и длинными. Подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал или сабля.
Среди казачьих бешметов XVIII — первой четверти XX века выделяются бешметы казаков-некрасовцев — это верхняя, стеганная на вате или шерсти одежда из шелковой ткани типа «хан-атлас» оранжево-желтого цвета с черными полосами (длинный цветной стеганый кафтан), украшенный тесьмой и стеклярусом. Одежда распашная, подрезная по талии, с длинными узкими рукавами, от пояса слегка расклешенная, застежка справа налево, косая, на восьми пуговицах и воздушных петлях. В последние годы жизни некрасовцев за рубежом бешмет был свадебной одеждой.
Впоследствии ватный бешмет стал прототипом ватника (теплушки), а легкий укороченный защитного цвета — гимнастерки. Бешмет утверждённого по цвету и покрою образца входил в состав форменной одежды всех казачьих войск. Во внеслужебное время казаки могли носить бешметы любого цвета и материала: пожилые казаки носили синего, чёрного, коричневого цветов; молодые — красного, бордового, зелёного, голубого. Бешметы использовались как в качестве уличной, так и домашней одежды. Молодые казаки носили тонкие бешметы в летнее время во время гуляний и праздников. Старые казаки носили дома стёганные на вате бешметы. Стеганые бешметы стариков были более свободного покроя и шились обычно ниже колен. Выходя на улицу, они надевали поверх бешметов каф¬таны, черкески или другую дополнительную одежду.
Теплушка (дон.) — короткий ватный бешмет; цельные полы, правая поверх левой, мягкий стоячий воротник и застежка до пояса на крючках; спина в талии обрезная и нижняя часть от пояса собрана в складки, по 2–3 с каждого бока.
Архалук (архалух, архалык), тюркское наименование бешмета, употреблявшееся в Закавказье. Связано с названием спины, спинного хребта – «аркъа», т. е. «спиногрей».

 

Зипун


К началу XVIII в. сложился традиционный тип одежды, обязательной принадлежностью которого был зипун. «С зипуном носили рубахи, бешметы (кафтаны), шаровары, сапоги, шапки».
Зипун — это вид распашной одежды (часто из верблюжьей шерсти) полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными по рукавам и вороту контрастными шнурами из кожи. Как правило, это была двубортная одежда с длинными рукавами, застегивающаяся справа налево на крючки или кожаные пуговицы и кожаные петли. Часто надевался на рубаху под бешмет.
Зипун подвязывался кушаком, таким образом, что концы, завязанные спереди, заправлялись за кушак справа и слева.
Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались «походами за зипунами». Первоначальный смысл «ходить за зипунами» не имел вульгарного значения, грабить всякого, кто попадется; это означало вылавливание в степи богатых иноплеменников, одетых в дорогие одежды для того, чтобы получить за них выкуп или обменять на собратьев, попавших в плен. Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края.
Носили казаки и зипуны своей работы, они были опушены «голубой каймой с шелковыми нашивками».


Кафтан


Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Казачий кафтан имел сходство с польским, благодаря рукавам, очень широким и пышным у плеча и узким от локтя до кисти. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одно-цветным рисунком) ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными площами (род пуговиц). Дополнением к кафтану служил пояс, украшенный золотом или турецкий кушак, на котором носили булатный нож или шашку. Поверх кафтана иногда одевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага), отделанную золотым позументом (золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма) с блестками. А. указывает на кафтаны и полукафтаны парчовые, штофные и суконные.
«В Черкасске, городе необыкновенно оживленном и людном в дни праздников, казаки щеголяли в самых пестрых одеждах — атласных кафтанах с серебряными нашивками и жемчужным ожерельем, с золотыми, серебряными пуговицами и серебряными застежками. Можно было увидеть на казаках бархатные кафтаны без рукавов».


Чекмень, чапан


Чекмень — старинная верхняя одежда казаков удобная для верховой езды («чекмень» — на Дону, «керея» — у Запорожцев). Он шился из сукна в талию и с широкими рукавами, стянутыми в запястье манжетом; по основным линиям кроя и по способу запахивания правой полы на левую, подобен скифским кафтанам с древних изображений, а также кавказской черкеске. Расхожий чекмень длиною до колен, а праздничные на 15 или 20 сантиметров длиннее, передние полы цельные, спина разрезная по талии, грудь открытая почти до пояса, как в черкеске, полы обшиты кругом широкой парчовой или узорчатой цветной ширинкой; рукава часто имели разрез по внешнему шву между локтем и плечом, так что их можно было откидывать за спину. Парадный чекмень носился в распашку поверх бешмета и холодного оружия, а расхожий стягивался поясом, на котором снаружи навешивалась шашка. (По рисункам А. И. Ригельмана).
Чекмень почетный, жаловался лицам, занимающим общественные должности в станицах и хуторах. Выполнялся по образцу мундирной черкески, без погон, с обшивкой узким серебряным галуном: у урядников и нестроевых старшего разряда – по бортам, краям рукавов и вокруг напатронников; у казаков и нестроевых младшего разряда – по краям рукавов. Алый бешмет к чекменю имел также галунную обшивку. С ним носились: укороченные шаровары, кинжал, шашка и папаха установленного в войске образца. Почетный чекмень носился во время службы в должностях станичного атамана, почетного судьи и хуторского атамана постоянно, а по окончании службы в этих должностях – на станичных и хуторских сборах, в войсковых кругах в торжественные дни и при представлении начальству. К почетному чекменю представлялись лица, на должностях станичного и хуторского атамана, почетного судьи, и прослужившие на одной из них не менее трех лет и имеющие при этом хотя бы одну медаль для ношения на шее.
Чапан – восточный мужской халат.
Черкеска — распашной однобортный кафтан без ворота. Изготовляется из сукна темных цветов: чёрного, бурого или серого. Длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывающим бешмет; рукава с широкими отворотами. Кроится в талию, со сборами и складками, подпоясывается узким кавказским поясом. Рукава длинные, широкие. Отличительной особенностью и хорошо узнаваемым элементом являются газыри — кожаные гнёзда для деревянных трубочек, нашиваемые на груди. Ранее в газыри вкладывались ружейные патроны (по 4–8 штук с каждой стороны). На праздники одевали черкеску более длинную и тонкую.
Черкеска, хотя и отличается от чекменя отсутствием манжет на широких рукавах, нашитыми на груди патронташами и другими мелкими частностями, но в основе крой ее подобен крою чекменя и, безусловно, в какой-то мере связан со скифскими образцами. При этом во всех таких одеяниях от скифского времени правая пола обязательно запахивается поверх левой.


Теплая верхняя одежда


В дорогу надевалась двух- и трёхслойная одежда (поверх тулупа — зипун). Во время промысла или охоты предпочитали укороченную одежду (куртка).


Шуба

Шуба — это длинная меховая одежда, разного покроя. На Дону бытовала шуба в виде длинного, широкого, запахивающегося халата. Мужские шубы — того же кроя, как и женские запахивались правой полой на левую, но шились на волчьем меху того же фасона и покрывались толстым сукном.


Тулуп


Тулупы казаки носили русского образца. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон — валенный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна существовал как самостоятельный головной убор — башлык.
Овчинную одежду шили из дубленых — главным образом красных — вохренных овчин, иногда — черных и редко — белых, недубленых. Применение недубленой, сыромятной овчины — явление очень старое, на Дону оно сохранялось до конца XIX в.
Бурка

Верхняя одежда в виде плаща – накидки без проемов для рук, валяная из грубой шерсти. Название, вероятно, от русского обозначения цвета – «бурый». Татарское название «кепенек», у казаков — некрасовцев «епанча», у Запорожцев «копенек». Она защищала от дождя, снега, холода, жары, ветра. На привале служила подстилкой и одеялом одновременно. Наброшенная на колья, играла роль заслона или палатки. Надетая на плечи, маскировала оружие и спасала его от сырости.

Бекирка
 — зимняя черкеска с закрытой грудью, высоким меховым воротником и меховой полоской от него до пояса.

Доха
(яргак) — верхняя зимняя мужская и женская одежда, надевавшаяся поверх основной зимней одежды при дальних поездках в санях; изготавливалась из осенних шкур оленей, маралов, диких коз, собак и волков. Собачьи дохи считались особенно теплыми.
Дохи шились, так же как и тулуп, длинными, до самых пят, с широкими рукавами, большим отложным воротником, который в холода поднимался так, что закрывал всю голову. Спина дохи — широкая, прямая, иногда расширенная книзу. Две полы прямые, правая иногда расклешенная. Доха запахивалась справа налево и подпоясывалась кушаком «в два обмота». Кушак завязывался спереди, а концы подтыкались около бедер. Воротник у горла подвязывался платком или шарфом.
Термин доха был заимствован из языка казахов, кочевавших по Нижнему Поволжью и Южному Уралу. «Даха-яргак» у них — распашная халатообразного покроя одежда из шкурок двух-трехмесячных жеребят, сшитая шерстью наверх. «Даха» — это одежда из шкур взрослых лошадей. «Даха-яргак», хорошо защищавшая человека от ветра и дождя, не портящаяся от влажности, широко использовалась уральскими казаками.
Старинная традиционная мужская казачья одежда просуществовала до начала XIX века. К этому времени казачество уже окончательно превратилось в военное сословие и соста-вило иррегулярные войска. Как и всем российским войскам, им была введена форма. С тех пор всю одежду можно разделить на служебную (военную) и домашнюю.
Обмундирование донских казаков состояло из темно-синей куртки на крючках, зимой — темно-синий чекмень — куртка того же покроя, но длиной до колен, с темно-синим воротником, обшлагами и погонами с красной выпушкой, темно-синих шаровар с красными лампасами. Головной убор — черные папахи либо фуражки с козырьками, красным околышем и темно-синей тульей, вытянутой вверх наподобие колпака.
А для кубанских казаков, наоборот, черкеска черного сукна. Количество газырей, расположенных на груди с каждой стороны, первоначально равнялось десяти, но со временем увеличилось до 15 (калибр патрона винтовки, бывшей в употреблении у казаков Кубани,— 15.24, что равнялось 6 линиям). Крайние внешние газыри по своей высоте были на треть меньше основного ряда, в котором в специальных пеналах хранились капсюля. Бешмет — зимняя форма одежды — из белого шерстяного сукна, подбивается каракулем черного (темно-коричневого) цвета. Кубанский башлык — съемный капюшон с кожаными накладками на швах и удлиненными полами для защиты лица в ненастную погоду, прототип современной лицевой маски,— всегда красный. Точно как и рубаха «косовороткой», одеваемая под черкеску тоже красного цвета.
На голове чаще всего кубанка — папаха уменьшенной высоты. У кубанских казаков на шароварах отсутствуют лампасы — это одно из основных отличий. Форма покроя прямая.
Форма сохранила ряд традиционных элементов мужского костюма — бешмет, черкеска, чекмень, бурка. В то же время такие элементы формы, как китель, гимнастерка, фуражка, настолько полюбились казакам, особенно донским, что получили широкое распространение в качестве повседневной одежды. Кубанские же казаки остались верны своим кубанкам и газырям.
Домашняя одежда напоминала военную, но она однобортная и отличалась по материалу. Чекмени черкесиновые или нанковые. Шаровары без лампас, белые холстовые рубахи, а также портки.
Фуражка в быту носилась военная.
Костюм и в наши дни говорит о месте человека в обществе. Как говорится, «по одежке встречают…» Но в отличие, пожалуй, от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязанные носить стандартную униформу, видели в одежде и другое… Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха — для казака были раскрытой книгой, паспортом, по которому он узнавал о незнакомом собрате все.
Особо следует сказать о стариках. И тут говорить больше следует не о костюме (старики, как правило, донашивали мундиры или даже шили новые сообразно с теми, в которых служили), а о той роли, которую играли старики в станичном обществе. Как у всех народов средневековья, старики составляли особую часть общества, были хранителями казачьей нравственности и обычаев. Формально власти они не имели — скорее, это была власть авторитета и мудрости. В 61 год казак считался «вышедшим вчистую», то есть не имевшим никаких обязанностей ни перед властью, ни перед станичниками. Но тем горячее принимался он за новое свое служение. Как правило, старики жили в семьях старших сыновей на положении постояльцев, не входя в домашние дела и держа монашеский пост. Сознательно питаясь скудно, они не сидели за общим столом и только по субботам отдавали снохам в стирку белье. Такого старика можно было сразу опознать не только по долгополой опрятной одежде, но и по посоху, который делал его особо уважаемым среди людей незнакомых. Не имея никаких обязанностей перед казаками, старики были в постоянных хлопотах: посещали больных, вдов, сирот, постоянно подсказывали атаману, как наладить жизнь станицы. Они знали все и помогали всем. Разумеется, не всякий старик годился для такой роли.
Может быть, из сотни выживших на войнах быть совестью и памятью станицы способен был один… Потому он и пользовался громадным уважением и почитанием. Потому и снимали перед ним шапки и генералы, и увешанные орденами герои. Если на кругу старик вставал — умолкали все. Если старик выходил на майдан и поднимал на посохе папаху — сбегалась вся станица, как по призыву сполошного колокола.
Такой знак говорил о чрезвычайной важности происшедшего. Не случайно старики, атаманы, мировые судьи и учителя пали первыми жертвами репрессий при расказачивании.


Головные уборы и прически


Головной убор занимает особое место в комплекте мужской одежды. Описания головных уборов чрезвычайно скудны. На голове казаки всегда носили цилиндрические меховые шапки различной высоты, в старое время с клиновидным тумаком.
Самое раннее описание головного убора донских мужчин находится в «Дневнике» В. Рубрукиса. По его словам жители Дона в 125З г. носили «высокие островерхие шапки, по форме очень схожие с головой сахара». Очевидно, подобные войлочные шапки фасона «скуфьи», как внешний признак, послужили на Руси поводом для прозвища «Черные Клобуки». У Запорожских и Черноморских казаков этот фасон встречался еще и в конце ХVIII века. На хранящемся в Киевском историческом музее портрете, Войсковой судья А. А. Головатый держит в руке именно такую черную скуфью, обшитую понизу серебряным галуном. В это время на Дону шапки — трухменки уже покрывались мехом наружу, но носились и низкие папахи. Кавказские казаки тоже стали носить папахи и трухменки, причем их форма менялась в зависимости от горских мод. Появились расширенные кверху «кабардинки» «вороньи гнезда» и низкие «кубанки» с плоским верхом.
Ригельман А. в «Истории или повествовании о донских казаках…» отмечает, что шапки они носили черкесские. «Этнография восточных славян» констатирует: «цилин-дрическими по форме были овчинные высокие папахи казаков…». Практически все авторы указывают на то, что традиционные казачьи шапки были круглыми, меховыми и с околышем. Шапки носили бараньи, куньи, из курпея (овчина ягненка). Околыш или опушка были из овчины, меха норки или черной выдры, соболя или куницы. Верх или шлык шапки изготавливался из сукна, бархата голубого или красного, вышивался золотом или обкладывался позу¬ментом.
Папаха — барашковая шапка с суконным верхом. В древности славяне называли папаху клобуком, современное название вошло в употребление позднее, так же как трухменка или кабардинка, они связаны с именами кавказских народов папагов, трухменов и кабардинцев. Казаки носят папахи разных фасонов: низкие — с плоским верхом или высокие — с конусообразным верхом. Донцы и Запорожцы в 16–17 вв. снабжали папахи суконным тумаком, падавшим на бок в виде клина, в него можно было вложить стальной каркас или иной твердый предмет, для защиты головы от шашечных ударов.
Для войны папахи шились только из меха барана, волка и медведя, т. к. только этот мех смягчал удар шашки, благодаря своей специфике. У офицеров и подхорунжих при парадной форме одежды колпак папахи по швам (крест-накрест и нижнему шву) обшивался узким серебряным битевым галуном, шириной 1,2 см.
Атаман носил трухменку — серую папаху с красным шлыком, сделанную из бараньей смушки.
У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным верхом или казачья фуражка с околышем символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках. Собственно, ими голосовали. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаулец нахлобучивал ее обратно — значит говоривший лишался слова.
Шапку кидали во двор «хваленке», предупреждая, что придут свататься. Папаху или фуражку привозили с войны и клали на божницу, если казак погибал. В такой дом никто не мог войти без приглашения старшей в доме вдовы. Сбитая с головы шапка, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. «При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны».
Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону или Кубани фуражку погибшего казака и пускал ее по воде со словами: «Прости, товарищ, не гневайся. Не грехом смертным, но честию беру твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту. Да будет тебе земля пухом, а душе райский покой».
В шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. Обычай нашивать на фуражки и папахи награды — бляшки с надписью, за что награжден полк, еще больше увеличил духовную ценность головного убора.
За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было — потерять папаху казак мог только с головой.


Башлык

Суконный головной убор в виде широкого остроконечного капюшона с длинными концами-лопастями. Служил для укрытия от дождя и холода. В русском языке слово известно с первой половины XVII в. в написании «башлак». В начале XVIII в. встречается уже в современной форме. Заимствовано из тюркских языков (тур. baslik, азерб. башлыг, ногайское баслык). Производится от bas – «верх», «голова» и суффикса luk, обычно употребляемого в названиях одежды, означает «головной», «во главе», «на голове».
Шили его из сложенного вдвое куска материи. Шов проходил сзади. Надевали на шапку. Концы, обмотав вокруг шеи, спускали назад. Иногда носили на плечах, скрестив лопасти на груди, в холодную ясную погоду обвязывали талию. При хорошей погоде или в торжественных случаях башлык вешали сзади на плечах.
Повседневные башлыки шили из узкого домашнего сукна, иногда довольно грубой работы, составляли порой из нескольких кусков. Праздничные изготавливались из белого, черного, серого или окрашенного в красный цвет домашнего сукна тонкой работы. Особенно ценилось мягкое, теплое и красивое по цвету сукно из верблюжьей шерсти. Широко применялось и тонкое фабричное сукно разных цветов. Башлык украшали галунами, шелковой или шерстяной тесьмой, кистями, золотым шитьем, басонными пуговками.
Конные казаки складывали его вчетверо и помещали под седельную подушку. Пластуны накатывали на верхний конец бурки. Колпак башлыка пластуны, служившие на кордонных линиях, использовали для хранения хлеба.
«Башлык должен быть суконный фабричного или азиатского сукна, но просторный, чтобы закрыть плечи и с концами такой длины, чтобы можно обвязать вокруг шеи, а также завязать на пояснице. Вокруг должен быть обшит шнурком или тесьмой, чтобы не вытягивался. На колпаке тесьма может быть окрест и поперек в виде круга или углами. Можно крепить кисти».
При входе в закрытое помещение он снимается вместе с другой верхней одеждой и оставляется в передней, в комнаты не входят с башлыком за плечами.
По некоторым сведениям башлык был и у казачек, в нем даже детей носили за спиной.
Казачий чуб — такая же традиция, как лампасы и папаха. По одной легенде, сбитая на ухо шапка как раз и прикрывала его отсутствие. Донские казаки так объясняют чуб с левой стороны фуражки: справа ангел стоит — там порядок, а слева черт крутит — вот казак и выходит!
Казаки-старообрядцы не носили чубов, стриглись «в скобку» — так, чтобы лицо было обрамлено прической, как скобой, или «под горшок», «под арбузну корку», когда волосы подстригаются в кружок — ровно спереди и сзади.
Чуприна — оставленный на макушке, в центре тщательно выбритой головы, толстый клок волос; старинный кавказский и казачий обычай. В Запорожье практиковался только «войсковыми товарищами» — полноправными членами сичевого братства.
Айдар — круглая казачья стрижка, под верховку, под-чуб, стрижка вкруг всей головы обрубом, не в скобку. В краеведческих статьях приводились различные значения слова айдар: тюркское — «клок волос или коса», русское диалектное — «казачья стрижка». Тюркское слово айда — подгоняющий крик, соответствующий русскому «вперед».
По традиции, в России усы были неотъемлемой частью военной формы. Кстати, в Отечественную войну усы носили гвардейцы. Казаки-старообрядцы бороды не брили, и особой «привилегией», дарованной Петром I, было разрешение казакам носить бороду. Фасон бороды определялся способом бритья — концом шашки, подвешенной за темляк, выбривались три плоскости: щеки и шея. Казаки не носили обручальных колец, и борода говорила о том, что казак женат.
Обувь

Сапоги

«Сапог было великое множество — без сапог верховая езда невозмож¬на, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичиги…».
Сапоги носили, как правило, татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого.
Рядовые казаки носили полусапоги черного сафьяна или простой кожи; старшина — цветные сапоги (красные, желтые). Ригельман А. отмечает, что сапоги были черкесские.
Ичиги (ичеги) — кожаные чулки, то же самое, что кавказские, ноговицы. Тюркское значение слова «вовнутрь».
Предки восточных славян – скифы – носили мягкие высокие сапоги, в которые они заправляли штаны. Это были обтягивающие сапоги, похожие на кожаный чулок. Такая обувь обтягивала ногу с помощью специальных ремней, которые охватывали ступню и щиколотку. Тогда же скифы начали надевать под сапоги прообраз современных нам носков – длинные войлочные чулки, к которым была пришита войлочная подошва. По верхнему краю таких чулок подшивались полосы с орнаментом из пестрых, разноцветных лоскутков. Сапоги натягивались поверх чулок так, чтобы этот орнамент из лоскутов был виден.
Чирики — это туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных носков, в которые заправлялись шаровары. Чирики делали на твердой подошве, с широким каблуком и тупым носком.
Чевяки (чувяки, бахилки) — низкие сафьянные башмаки без твердого задника; с древних времен в обиходе у кавказцев, которые надевают их поверх ноговиц.
Башмаки — кожаная обувь с ремнями, названная так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. башмак — теленок). «В верховых станицах летом носят башмаки из грубой кожи на толстой подошве и всегда шерстяные чулки собственного изготовления».


Посталы (поршни) — наиболее примитивная кожаная обувь. Она была распространена еще у древних славян и у многих их соседей. Поршни служили рабочей обувью и были двух разновидностей: 1) более старая форма — из одного куска кожи, собиравшегося вокруг ноги при помощи ремешка или веревки, продетой в прорези, и 2) из двух кусков кожи, с пришивной головкой.
Поршни были самодельными. «Сшить их было совсем просто. В овальном куске сыромятной кожи вырезали угол, края которого сшивали. Таким образом получался носок. По краям башмака пробивали отверстия, в которые продевали ремешок, выходивший концами в сторону пятки, и стягивали ремешок на ноге.
«Казаки никогда не носят лаптей». Если лапти и были, то вероятнее всего только у верховых казаков.
Мужчины как и женщины носили с обувью грубые бумажные или шерстяные белые чулки.

Источник:


Источник: http://firstmaykazak.ucoz.ru/publ/kazachja_sprava/kazachja_odezhda/14-1-0-80


Костюм казачки как сшить

Костюм казачки как сшить

Костюм казачки как сшить

Костюм казачки как сшить

Костюм казачки как сшить

Костюм казачки как сшить

Костюм казачки как сшить

Костюм казачки как сшить